Восток и Запад в Истории мировых цивилизаций.

 

Западная цивилизация сложилась в результате очень благоприятных условиях, которых не было на Востоке.

 

Существует много различных понятий термина История. История – все, что было в прошлом. История – наука (историология), которая началась как описательная (нарративная). Говорят о пяти стадиях развития исторической науки. Первая стадия – нарративная. Пятая – историософия. Историософия предельно общее понятие исторического процесса.

 

Есть точка зрения, что история наукой не является. Ее придерживаются постмодернисты.

 

Наука историология зародилась в античности. ( Важно заметить, что библейские книги не содержат в себе истории).

 

Первым историком считается Геродот. У него были простые мифы (без критики). Фукидид – первый критик. Он восстанавливал события критически.

 

Виндельбанд и Риккерт делили все науки на:

¨Номатетические                                           ¨Идеографические

(номас – закон)                             (идиос- частное)

науки основаные                          описание частных

на законах                                                     событий

 

В античности существовало понятие судьбы. В последующем судьба отождествляется с Богом.

 

У христианских мыслителей человек свелся к объекту исторических событий.

 

Провиденциализм – реализация воли бога.

 

Август Аврелий – « о граде божьем». В основе его концепции лежат два понятия: Град Земной (люди и некоторые представители церкви) и Град Божий (большая часть церкви и некоторые обычные люди). Эти два града скитаются по земле. Государство – град Земной.

 

Идеи прогресса не были чужды античности. Хотя прогресс многими понимался, как регресс. Например Гессиот : сначала был золотой век, потом серебряный, потом медный, а потом железный.

 

Демокрит выделял этапы охоты, собирательства, скотоводства и земледелия. Эти стадии – период прогресса.

 

Античные историки рассматривали государственные типы правления.

Платон выделял различные типы гос. устройства: монархия (царская власть и тирания), правление немногих (аристократия и олигархия), правление большинства (демократия и охлократия). Аристотель, его ученик, выявил эволюцию этих правлений ( в данном случае эволюция, как регресс : от царской власти к тирании, от аристократии к олигархии, от демократии к охлократии.

Ктессий  - концепция четырех разных монархий:

 

1.      Век господства Ассирии

2.      Мидии

3.      Персии

4.      Державы Александра Македонского

 

Христианские историки: теория прогресса началась у Эриугена, развилась у Иохина Флорского.

 

3 царства :

1.      от Адама до Христа – царство Бога-отца

2.      после рождения Христа до появления монашества – царство Бога-сына, борьба плоти и духа

3.      после появления монашества – царство духа

 

Эта концепция осуждена церковью.

 

Наряду с этим появились циклические концепции.

 

Китайская история – циклическая. Каждая династия правит от 250 до 400 лет. У арабов в 14 веке Ибн Халдун выдвигает теорию циклической схемы развития государств (120 лет). За эти годы проходит 5 стадий от зарождения государственности до развала. Это теория падения морали. На западе происходит влияние восточных идей на историков. Макиавелли присоединятся к теории Ибн Халдуна. Он дает определение республики и монархии.

 

Джанбатисто Вико – концепция круговорота. Фазы:

1.      дикость (люди подобны животным)

2.      люди цивилизуются, боятся богов. Власть у патриархов.

3.      народ начинает быть недовольным патриархами

4.      восстание, свержение патриархов

5.      социальный взрыв и возврат к первой фазе

 

Эпоха географических открытий

 

Жан Боден, сравнивая варварство и цивилизацию, впервые ввел понятие гражданское общество.

 

Бенедикт Спиноза: до создания государства земля и общество принадлежало всем. Томас Гоббс и Джон Локк критиковали Спинозу.

 

Вторая половина 18 века: цивилизация – высшее достижение человечества.

Появилась стадиальная концепция:

 

·        Дикость

·        Варварство

·        Цивилизация.

 

А также:

·        Охотничье-собирательское

·        Пастушеское

·        Земледельческое

·        Торгово-промышленное.

 

Конец 18 века – начало 19.

 

Руссо выделяет 2 состояния человечества:

 

Естественное цивилизационное. Он говорит о пороках цивилизации. Прогресс – зло.

 

Деление истории:

Античность

Средние века

Новое время.

 

Этого деления придерживались Леонардо Бруни, Флавио Бьяндо. Для них идеалом была свобода. Новое время – возрождение античности.

 

Франсуа Рейнальд воспел современное западное общество.

 

В 17 веке вышла работа Ф. Бернье « Азиатский деспотизм- азиатский способ производства».

 

Сенсимон связал различные стадии развития человечества и способы гос. устройства: античность- рабовладение, средние века – феодализм, новое время – промышленность.

 

Середина 19 века.

Гобино – «Опыт о неравенстве человеческих расс». Выделяет 10 цивилизаций:

Индийская

Египетская

Ассирийская

Эллинская

Китайская

Италийская

Германская

Аллеганская

Мексиканская

Индийская.

Рюккерт продолжил эту теорию. Учебник всемирной истории в органическом изложении. 5 высших типов:

Германо-христианский

Восточно-христианский

Арабский

Китайский

Индийский.

Эти идеи развиты Данилевским («Россия и Европа») – культурно-исторические типы:

Индийский

Китайский

Халдейский

Римский

Аравийский

Романо-германский

Египетский

Иранский

Еврейский

Греческий.

3 этапа:

древний (этнографический)

средний (государственный)

цивилизации.

Шпенглер «Закат Европпы», цивилизация=конец. Делит их на: Западная

Античная

Индийская

Вавилонская

Китайская

Египетская

Арабская

Мексиканская.

 

Тойнби (12 томов).православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, западная. всего 32 цивилизации.

Самуэл Хантингтон – «Столкновение цивилизаций»( и перестройка мирового порядка). Всего 7-8 цивилизаций. (Не знал, что делать с африканской, тк она не во что не вписывается):

1.      Западная

2.      Конфуцианская

3.      Японская

4.      Исламская

5.      Индуистская

6.      Православно- славянская

7.      Латиноамериканская

8.      Африканская (?)

 

21 век – век столкновения цивилизаций Западной и Исламской.

 

Гумилев – востоковед, ввел понятие этноса. («Этногенез и биосфера»)

 

Франция – Школа анналов.

 

Фернан Бродель ввел понятие мир-экономика: экономика – мир в себе, которому ничего не нужно, экономика возникает вне гос. сектора, - часть пространства, на котором действует цепь производства и обменов.

 

Эмануил Валлерстайль ввел понятия: минисистема, мир-система, мир-империя. Мир-экономика Броделя возникает на стыке мир-империй. Минисистема растет и превращается в мир-империю. Мир-система – это то состояние мир экономики, когда она становится сильнее мир-империи.

 

Фридрих Рассель вводит понятие геополитика, объясняет всё условиями географической среды и местоположением относительно других стран и континентов. К его теории присоединяются Карл Хаускофер и Карл Шмидт, Г. Трубецкой, А. Дугин, В. Жириновский.

 

Демографическая теория: Дюркгейм, Менделеев, Моисеев.

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz