Восток
и Запад в Истории мировых цивилизаций.
Западная цивилизация сложилась в
результате очень благоприятных условиях, которых не было на Востоке.
Существует много различных понятий
термина История. История – все, что было в прошлом. История – наука (историология), которая началась как описательная (нарративная). Говорят о пяти стадиях развития исторической
науки. Первая стадия – нарративная. Пятая – историософия. Историософия
предельно общее понятие исторического процесса.
Есть точка зрения, что история наукой
не является. Ее придерживаются постмодернисты.
Наука историология
зародилась в античности. ( Важно заметить, что библейские книги не содержат в
себе истории).
Первым историком считается Геродот. У
него были простые мифы (без критики). Фукидид – первый критик. Он
восстанавливал события критически.
Виндельбанд и Риккерт делили все
науки на:
¨Номатетические ¨Идеографические
(номас
– закон) (идиос-
частное)
науки основаные описание частных
на законах событий
В античности
существовало понятие судьбы. В последующем судьба отождествляется с Богом.
У христианских
мыслителей человек свелся к объекту исторических событий.
Провиденциализм –
реализация воли бога.
Август Аврелий – « о граде божьем». В основе его концепции лежат
два понятия: Град Земной (люди и некоторые представители церкви) и Град Божий
(большая часть церкви и некоторые обычные люди). Эти два града скитаются по
земле. Государство – град Земной.
Идеи прогресса не
были чужды античности. Хотя прогресс многими понимался, как регресс. Например Гессиот : сначала был золотой век,
потом серебряный, потом медный, а потом железный.
Демокрит выделял этапы охоты, собирательства, скотоводства
и земледелия. Эти стадии – период прогресса.
Античные историки
рассматривали государственные типы правления.
Платон выделял
различные типы гос. устройства: монархия (царская
власть и тирания), правление немногих (аристократия и олигархия), правление
большинства (демократия и охлократия). Аристотель, его ученик, выявил эволюцию
этих правлений ( в данном случае эволюция, как регресс
: от царской власти к тирании, от аристократии к олигархии, от демократии к
охлократии.
Ктессий - концепция
четырех разных монархий:
1.
Век господства
Ассирии
2.
Мидии
3.
Персии
4.
Державы
Александра Македонского
Христианские
историки: теория прогресса началась у Эриугена,
развилась у Иохина Флорского.
3 царства :
1.
от Адама до
Христа – царство Бога-отца
2.
после рождения
Христа до появления монашества – царство Бога-сына, борьба плоти и духа
3.
после
появления монашества – царство духа
Эта концепция
осуждена церковью.
Наряду с этим
появились циклические концепции.
Китайская история –
циклическая. Каждая династия правит от 250 до 400 лет. У арабов в 14 веке Ибн Халдун выдвигает теорию
циклической схемы развития государств (120 лет). За эти годы проходит 5 стадий
от зарождения государственности до развала. Это теория падения морали. На
западе происходит влияние восточных идей на историков. Макиавелли присоединятся
к теории Ибн Халдуна. Он
дает определение республики и монархии.
Джанбатисто Вико – концепция круговорота. Фазы:
1.
дикость (люди
подобны животным)
2.
люди
цивилизуются, боятся богов. Власть у патриархов.
3.
народ начинает быть недовольным патриархами
4.
восстание,
свержение патриархов
5.
социальный
взрыв и возврат к первой фазе
Эпоха географических открытий
Жан Боден, сравнивая варварство и цивилизацию, впервые ввел
понятие гражданское общество.
Бенедикт Спиноза: до
создания государства земля и общество принадлежало всем. Томас Гоббс и Джон
Локк критиковали Спинозу.
Вторая половина 18
века: цивилизация – высшее достижение человечества.
Появилась
стадиальная концепция:
·
Дикость
·
Варварство
·
Цивилизация.
А также:
·
Охотничье-собирательское
·
Пастушеское
·
Земледельческое
·
Торгово-промышленное.
Конец 18 века –
начало 19.
Руссо выделяет 2
состояния человечества:
Естественное цивилизационное.
Он говорит о пороках цивилизации. Прогресс – зло.
Деление истории:
Античность
Средние века
Новое время.
Этого деления
придерживались Леонардо Бруни, Флавио
Бьяндо. Для них идеалом была свобода. Новое время –
возрождение античности.
Франсуа Рейнальд воспел современное западное общество.
В 17 веке вышла
работа Ф. Бернье « Азиатский деспотизм- азиатский способ производства».
Сенсимон связал различные стадии развития человечества и
способы гос. устройства: античность- рабовладение,
средние века – феодализм, новое время – промышленность.
Середина 19 века.
Гобино – «Опыт о неравенстве человеческих
расс». Выделяет 10 цивилизаций:
Индийская
Египетская
Ассирийская
Эллинская
Китайская
Италийская
Германская
Аллеганская
Мексиканская
Индийская.
Рюккерт продолжил эту теорию. Учебник всемирной истории в
органическом изложении. 5 высших типов:
Германо-христианский
Восточно-христианский
Арабский
Китайский
Индийский.
Эти идеи развиты
Данилевским («Россия и Европа») – культурно-исторические типы:
Индийский
Китайский
Халдейский
Римский
Аравийский
Романо-германский
Египетский
Иранский
Еврейский
Греческий.
3 этапа:
древний
(этнографический)
средний
(государственный)
цивилизации.
Шпенглер «Закат Европпы», цивилизация=конец.
Делит их на: Западная
Античная
Индийская
Вавилонская
Китайская
Египетская
Арабская
Мексиканская.
Тойнби (12 томов). – православно-христианская,
исламская, индуистская, дальневосточная, западная. всего 32 цивилизации.
Самуэл Хантингтон –
«Столкновение цивилизаций»( и перестройка мирового
порядка). Всего 7-8 цивилизаций. (Не знал, что делать с
африканской, тк она не во что не вписывается):
1.
Западная
2.
Конфуцианская
3.
Японская
4.
Исламская
5.
Индуистская
6.
Православно-
славянская
7.
Латиноамериканская
8.
Африканская
(?)
21 век – век
столкновения цивилизаций Западной и Исламской.
Гумилев –
востоковед, ввел понятие этноса. («Этногенез и биосфера»)
Франция – Школа
анналов.
Фернан Бродель ввел понятие
мир-экономика: экономика – мир в себе, которому ничего не нужно, экономика
возникает вне гос. сектора, - часть пространства, на котором действует цепь
производства и обменов.
Эмануил Валлерстайль ввел
понятия: минисистема, мир-система, мир-империя.
Мир-экономика Броделя возникает на стыке мир-империй.
Минисистема растет и превращается в мир-империю.
Мир-система – это то состояние мир экономики, когда она становится сильнее мир-империи.
Фридрих Рассель вводит понятие геополитика, объясняет всё условиями
географической среды и местоположением относительно других стран и континентов.
К его теории присоединяются Карл Хаускофер и Карл
Шмидт, Г. Трубецкой, А. Дугин, В. Жириновский.
Демографическая
теория: Дюркгейм, Менделеев, Моисеев.